Работа копирайтером в Интернете

как работать копирайтером

Третий на сегодня урок (и снова парный) о том, как работать копирайтером в Интернете. Я не буду объяснять вам очевидных истин (хотя некоторые из них все же придется), но зато расскажу более подробно о том, о чем многие блоггеры (даже копирайтеры) умалчивают. Между тем, есть информация, которую трудно найти, но она, тем не менее, чрезвычайно полезна для начинающего копирайтера. Да и не только для начинающего. Однако, время и нам начинать!

Кто ваши будущие клиенты?

Прежде чем рассуждать о том, где же копирайтеру в Интернете искать клиентов, особенно если он начинающий, нужно выяснить, кто эти клиенты. Допустим, в реальном мире вы приходите к клиенту домой, чтобы установить Windows. Вы видите его (или ее), общаетесь, и, в принципе, вы хорошо представляете, как выглядят и в каких социальных слоях существуют ваши заказчики — это люди от студенческого до среднего возраста (намного реже школьники или пожилые люди), имеющие чаще всего средний доход и органиченные в компьютерной грамотности (или не хотят, или не имеют возможности сами научиться). Поэтому вы, в принципе, представляете, какие еще услуги вы можете им предоставить, как вызвать их расположение, как завоевать хорошую репутацию.

Здесь же, в Интернете, услуги копирайтера востребованы в гораздо более широком спектре, и он может работать как в определенной нише, так и в нескольких. Давайте посмотрим, что это за ниши и кто такие потребители услуг копирайтера.

а) Вебмастера (из тех, кто зарабатывает на своих собственных сайтах). Этот «вид» клиентов один из основных. Вебмастера заказывают тексты по той причине, что сами не имеют возможности (или желания, умения и т. д.) сами создавать необходимые объемы текстов для своих сайтов. Часто такие вебмастера становятся постоянными клиентами, если ваша работа (и цена на нее) их устраивает.

б) Посредники (различные конторы, которые изготавливают, продают и продвигают сайты). Многочисленная клиентская группа. Эти компании пользуются услугами копирайтера в самых различных видах: это может быть «прикрепленный» к компании копирайтер (но работающий удаленно), то есть он делает только ее проекты, а она обеспечивает его заказами. Такая схема — не редкость, и часто в составе такой «фирмы» целая команда копирайтеров.

Это может быть такой вариант: компания (точнее, ее частный представитель, причем вы можете об этом и не знать) заказывает у вас тексты для наполнения тематических сайтов (например, «контентные пакеты», то есть весь контент для одного сайта разом). Пока вы делаете тексты, другие сотрудники компании, например, программист и веб-дизайнер, делают дизайн и программную оболочку. Затем готовый сайт либо сразу продается заказчику (или на аукционе с форума), либо раскручивается в поиске и затем продается (сдается в аренду). Нетрудно догадаться, что работа сотрудников стоит в этом случае намного дешевле, чем сумма, полученная владельцем конторы за проданные сайты.

И еще один вариант: многие компании составляют так называемые базы аутсорсеров (аутсорсер — специалист, которому передается непрофильная для компании работа, пр. автобазе нужно изготовить щиты для указателей и агитплакатов, и она передает задание аутсорсеру — строительной фирме). Такая компания ищет заказы (например, по созданию сайтов), а затем, когда находит, менеджер прикидывает, кого бы из аутсорсеров привлечь к проекту. Ну и привлекают =) Так чаще всего делаются большие проекты, конкурсные и т. п. — часть работы выполняет штат фирмы, часть — удаленные специалисты. Сами компании находят этих специалистов на форумах, через знакомых, на биржах и так далее — фактически где угодно. Обычно это разовая работа, особенно если конкурсная. Однако потом есть шанс заиметь прямую связь с владельцем сайта и заполучить его на обслуживание, если в этом есть смысл и выгода.

в) Компании-крупные сетевые проекты. Не секрет, что существуют большие сайты, которым постоянно требуется контент. Часто это различные новостные порталы, но бывают и другие. Обычно копирайтер постоянно работает с таким сайтом, то есть все время делает контент для него, получая оплату через Интернет или банк, обычно каждый месяц, а не каждый день. Такие сайты набирают копирайтеров на конкурсной основе, и попасть на работу с такими заказами не просто.

г) Биржи копирайтинга. По сути, это те же посредники между частным вебмастером (или представителем юридического лица) и копирайтером. Однако у бирж копирайтинга много потаенных хитростей, благодаря которым можно зарабатывать и приличные деньги, и тусоваться в подполье, изредка перехватывая заказы. С биржами копирайтинга вам, скорее всего, сотрудничать придется, если вы решили работать копирайтером в Интернете. Однако, как и во всех случаях заработка в Сети, самое лучшее — выходить на клиентов напрямую, так как вы избегаете в этом случае выплаты комиссионных, можете предложить заказчику работу по более низкой цене, а также и выдвинуть более продвинутые условия. Однако для этого нужно доверие, которое необходимо заслужить — как вы знаете, никто не будет работать с кем попало, с какой-то неизвестной личностью или компанией.

Тем не менее, о биржах копирайтинга отдельный материал — это большой объем информации, и включать его в один урок было бы неразумно. Поэтому сейчас перемена, а на следующем уроке продолжим тему!

Итак, на прошлом уроке на тему работы копирайтером в Интернете мы разбирались, кем являются клиенты копирайтера, что это за люди, зачем им нужны услуги копирайтера. Выяснили. Теперь вопрос будет следующий: как я уже вам говорил до этого, и во вводной части, и позже, копирайтинг — понятие неоднозначное. Глупо полагать, что Интернет набит сочинениями копирайтеров, как бочка килькой — напротив, в нем очень много различных видов контента. Так вот, чтобы вы знали, какой это контент, и какую роль играет, и насколько он востребован, я вам об этом сейчас и расскажу.

Для начала мы поговорим о видах текстового контента в Интернете.

Виды текстового контента в Интернете

1. Копирайт (также «уник») — это уникальный контент, написанный копирайтером или автором сайта. Копирайт представляет собой сочинение (все писали сочинения в школе и представляют, что это). Копирайт может быть самых различных жанров: очерк, эссе, энциклопедическая статья, критическая статья, рекламное письмо, дневник, рецензия, обзор и прочих. Все жанры в Интернете выражены в достаточной степени.

Копирайт пользуется хорошим спросом и продается по самой высокой цене. Дороже всего стоят рекламные письма, затем рецензии и обзоры, остальные жанры обычно несколько дешевле. Впрочем, все зависит от тематики, от заказчика, наконец, и от вас тоже.

Для создания таких текстов требуется максимум способностей. Также есть работа по специфическим тематикам, которая требует очень существенного знания предмета, особенно это касается предложения услуг в различных сферах, высоких технологий, маркетинга, экономики/финансов и так далее.

2. Рерайт (от англ. rewrite — изложение, переработанный текст) — как вы понимаете из этимологии данного термина, рерайт представляет собой изложение. То есть берется статья и переписывается (излагается) своими словами. При этом суть повествования остается той же, и собственных мыслей автор обычно в нее не вносит.

Рерайт обычно «измеряется» таким понятием, как процент уникальности — это значение, измеряемое различными сервисами в Интернете, показывает процент различия изложения с оригиналами, уже размещенными в Сети. Хорошим значением считается 90-95 %, идеальным считается 99-100%

Спрос на рерайт очень велик — это объясняется тем, что многим нужен достаточно качественный читаемый текст на сайты, но самобытность не требуется, а много денег платить неохота =) В этом случае рерайт — незаменимый вариант, недорогой и довольно выгодный.

Однако среди рерайтеров больше конкурентов, и ниша заполнена достаточно плотно — понятное дело, что изложение написать проще, чем сочинение. Тем не менее, действительно хороших рерайтеров, так же, как и копирайтеров, мало. Как и в любом деле, здесь есть мастера, есть посредственные работники, а есть просто безграмотные халтурщики.

3. Переводной контент, перевод — ну, здесь все понятно. Такой контент представляет собой перевод с одного языка на другой, обычно русский ->английский или наоборот, но бывают затребованы переводы и с других языков: украинского, немецкого и т.д.

Наиболее востребованным является перевод с английского языка на русский и наоборот, причем второй вариант обычно стоит дороже.

На самом деле, большинство переводов чаще всего представляют собой… как бы это сказать… в общем, «перевод-изложение». Делаются они следующим образом: берется, например, английский оригинал и переводится машиной (чаще всего встроенным переводчиком поисковой системы Google). А затем, поскольку в машинном переводе куча бреда, его просто безжалостно правят, убирая «машинные» обороты и заменяя их близкими по смыслу фразами из русского языка.

Так делают в основном по причине экономии времени, когда не требуется качественный перевод «слово в слово», а вторая причина — это незнание и нежелание изучать замороченную грамматику английского языка. Многие западные коллеги поступают также, поскольку стремление к легким деньгам неистребимо, а постигать лингвистические закорючки не у всех получается. Хотя некоторые на удивление быстро заучивают по нескольку языков сразу, буквально за три-пять лет =)

Собственно, создание этих трех видов контента и является работой копирайтера в Интернете. Часто копирайтер занимается всеми тремя видами, пореже — копирайтингом и рерайтингом, и еще реже предлагает какую-то одну услугу (обычно переводы). У каждого лучше получается что-то одно, это индивидуально.

Какие же еще виды текстового контента есть в Интернете и откуда они берутся? Давайте посмотрим.

4. User-generated — (от англ. «генерируемый пользователями») — это контент сообществ, форумов и социальных сетей: посты, различные заметки, комментарии, флуд и прочее. Причем в это понятие входит не только текстовый, но и любой другой контент, который распространяют пользователи, включая видео, фото, ссылки и так далее. Этим же термином иногда обозначается и сайт, на котором этот контент размещен.

Как вы понимаете, этот вид контента очень распространен. Некоторые грабят его специальными программами и создают из него сайты, служащие сателлитами или дорвеями, либо употребляющиеся для линкселлинга.

5. Копипьяст (от англ. copy ->paste, т. е. «копировать-вставить») — как вы, наверное, уже догадались, такой контент получается с помощью грабежа текстов с других сайтов. Иногда это делается вручную, иногда при помощи программного обеспечения — грабберов, парсеров и прочего. Часто сайты с таким контентом вылетают из поиска, но некоторые держатся годами.

6. Скан — сканом называется сканированный и затем распознанный при помощи специального программного обеспечения контент. Обычно это книги, газеты и журналы, реже — различные словари и энциклопедии, сборники научных трудов. Именно благодаря сканированию в Интернете существуют онлайн-библиотеки.

Скан представляет весьма значительную часть текстового контента Рунета, с помощью него в Сети размещены все мыслимые произведения чуть ли не всех писателей и поэтов, которые когда-либо были опубликованы в мире. Сайтов на скане очень много, некоторые даже продают его, перед этим вычистив от различного «мусора» (посторонних символов).

Если вы решите делать сайт на скане, необходимо убедиться, что авторские права по данному произведению позволяют его репродуцирование и публикацию в Интернете. По факту большинство сканов представляет собой качественные тексты, написанные профессиональными писателями, поэтому вполне возможно сделать хороший сайт для людей на таком контенте, не забывая об авторских правах.

7. Генерированный контент — этот вид контента употребляется в изготовлении дорвеев и говносайтов, предназначенных для линкселлинга. Генерированный контент производится массово с помощью особого программного обеспечения и чаще всего представляет собой бессмысленный текст, в который могут быть включены ключевые слова и фразы. Однако встречается и контент, представляющий собой как бы объявления или анкеты, опросники и т. д. Сайты на таком виде контента обычно вылетают из поиска довольно быстро, среднее время существование в базе Яндекса, например, не превышает 2-3 месяцев, в Google держатся и дольше. Бывает, что такие сайты и вообще не заходят в базу поисковой системы.

Все вышеперечисленное является основными видами контента в Интернете, остальное — частные случаи. Как мы и говорили в начале, копирайтер чаще всего имеет дело с копирайтом (сочинение), рерайтом (изложение) и переводом.

Работа копирайтера в Интернете чаще всего сопряжена с поиском и обработкой контента самых различных видов: например, сканированный контент из библиотек служит средством добывания различной информации. Вам часто придется, как и любому другому писателю, работать с различными источниками — Википедией, какими-то тематическими сайтами, форумами, иногда даже из другой страны. У меня была ситуация, когда я нашел нужную информацию только на немецком языке (даже на английском не удалось обнаружить нормального объема, а по-русски почти ничего), но это редкость.

Я надеюсь, вы поняли, что такое виды контента, какие есть виды контента в Интернете, что пользуется спросом, на чем можно заработать, и какие мы можем сделать отсюда выводы.

На этом урок закончен, всем отдыхать =) Через несколько минут мы вернемся в мир копирайтинга и тема следующего занятия — карьера копирайтера!

Вам это должно понравиться...