Переписка в сети

В уже далеком 2008 году, госпожа Караулова опубликовала статью о принципах и правилах ведения интернет переписки. Мы ее тогда тщательно сохранили и теперь иногда отправляем некоторым нашим корреспондентам почитать, ну так, для общего развития, скажем. Очень полезная информация, особенно если учесть, что в большинстве случаев интернет — переписка стала основным способом коммуникации для многих жителей нашей планеты.

Решила сделать перерыв в сложных темах и написать простую статью о том, что касается каждого пользователя (не побоюсь этого слова) Интернета. Работая в Вебе, ведя переговоры преимущественно через Интернет, я поняла, что мои собеседники далеко не всегда имеют представление о том, как выглядят напечатанные ими слова со стороны.

Разговорный стиль, принятый в мессенджерах и на форумах, подчиняется своим законам. Общаться в Интернете легко, но всегда существует шанс быть понятым или совсем не правильно, или не совсем так, как хотелось бы. Ваш собеседник читает с экрана слова, вкладывая в них те мысли и чувства, которые владеют им в момент прочтения. И потому разговаривает он как бы не совсем с вами.

Не существует правил интернет-общения. Не написаны книги и учебники. Умные ученые, радеющие за соблюдение законов и догм, не читают об этом лекции и не защищают диссертации. Максимум, есть книги, анализирующие сленг и фольклор Рунета. Правил не существует. Однако, существуют не озвучиваемые вслух традиции, приемы, которые каждый для себя определяет и вырабатывает методом проб и ошибок. И ниже – некоторые из них.

  • Корректно заполните поле «От кого» в настройках почты. Анонимные письма реже читают и чаще удаляют. Доверия их содержимое вызывает крайне мало.
  • Хорошо, если в письме есть подпись. Не важно, какую вежливую фразу вы в нее добавите: «С уважением», «Всего хорошего» или «Всяких вам пив и рыбок», как один мой приятель. Важно, чтобы подпись содержала ваше имя и e-mail. Это позволяет найти адресата в один клик, что иногда существенно экономит время и силы. Хорошо, если подпись включает в себя номер аськи и телефон. Но это уже по желанию…
  • Если вы прикладываете файл, не поленитесь, напишите об этом в тексте, а также укажите, что именно файл содержит. Частенько, когда у меня совсем мало времени, мои письма, кроме файла, содержат только одно слово: «аттач». Этого хватает. Редко, но приаттаченные файлы теряются. Предупредив, что письмо содержит файл, вы снижаете риски.
  • Отключите автоматическую опцию «Посылать уведомления о прочтении» в Microsoft Outlook или иной почтовой программе. Это приятная развлекуха, когда вам приходит по два-три письма в день. Но когда в почтовый ящик сыплется по 200-300 писем ежедневно, подтверждения раздражают. Зачем вам лишние отрицательные эмоции у респондента? Если письмо важно, и вам необходимо убедиться, что человек его точно прочитал – так в тексте и укажите: «Пожалуйста, подтвердите получение этого письма». Еще один вариант – позвонить адресату через некоторое время после отправки.
  • И наоборот: подтверждайте получение важных писем. Можно просто отправить ответное письмо с одним словом: «получил».
  • По возможности пишите на индивидуальные адреса электронной почты. На e-mail типа info@чтототам.ru или news@комутотам.ru сыплется очень много спама. Шансы, что ваше письмо потеряют, больше, чем если вы отправите сообщение лично нужному вам человеку.
  • Если вы пересылаете ссылки, не вставляйте их в тему письма, лучше перенесите в основное поле и активизируйте (поставьте пробел или Enter в конце). Тогда по ссылке можно будет перейти, кликнув на нее, а не копируя ручками адрес в строку браузера. К ссылкам применим тот же принцип описания содержания, что и к файлам: укажите, куда ведет адрес, и почему вы считаете, что вашему собеседнику это должно быть интересно.
  • Да, заполняйте поле «Тема письма».
  • Интегрируйте почту и мессенджеры. Если нужно, чтобы человек прочитал ваше письмо быстро, киньте ему в аську: «см. почту». Точно так же можно подтверждать получение.
  • Как бы вы ни были заняты, здоровайтесь. Мы люди, не роботы. Немного тепла вас не обяжет, а человеку приятно сделает.
  • Вежливость – наше все. Печатный текст не передает интонационные оттенки. Деловой стиль занятого человека может быть воспринят как холодность, отчуждение и осуждение. Вы же и не догадаетесь, в каком настроении ваш адресат. Он может присылать вам смайлики, а сам в это время пить горькую и глотать слезы крокодильи. Не создавайте неоднозначных ситуаций. Не используйте понятных только вам сравнений. Исключение составляют случаи, когда ситуацию, описанную выше, вы создаете сознательно.
  • Выполняйте обещания. Если уж обещали что-то прислать сегодня, то пришлите сегодня, а не завтра и не в понедельник. Даже если работа недоделана, можно выслать часть или сообщить, на какую дату вы переносите срок. Никто вас за это не убьет и не осудит.
  • Если вас о чем-то попросили, и вы собираетесь просьбу выполнить – киньте дежурное «Ок». Вообще, лучше, чтобы любые диалоги заканчивались подведением итогов: «Спишемся завтра», «Пришлю сегодня».
  • Разделяйте абзацы. Вообще пишите с абзацами. Воспринимать длинный сплошной текст с экрана очень тяжело.
  • Пересылайте большие объемы текста по почте, а не по аське. Мессенджеры предназначены для «быстрого» общения.
  • Тоже самое касается и файлов. Те, которые пересылаются через мессенджеры, потом крайне трудно находятся.
  • Прощайтесь с теми, с кем активно общались в течение дня или с кем общаетесь в конкретный момент. Принцип такой же, как и в случае с приветствиями. Во-первых, вы сообщаете им о том, что разговоры переносятся. Во-вторых, демонстрируете уважительное отношение.
  • Не разговаривайте из глухого инвизибла. У собеседника возникает неприятное ощущение, что вам он не особенно интересен.
  • Если собеседник занят, не обижайтесь на него/на нее, что он/она не может в данный момент с вами потрепаться на тему, как вы классно вчера в кино сходили. Для кого-то аська – средство хорошего проведения времени. А для кого-то – рабочий инструмент.
  • Хороший, проверенный долгим опытом общения в Интернете совет, – не устраивайте разборки по мессенджерам. Лучше увидеться и обсудить неприятные вопросы, смотря друг другу в глаза. Потому что шанс, что человек играет и лжет, достаточно велик. Уж очень канал коммуникации способствует. У этого принципа есть и обратная сторона – неприятные вещи проще написать по аське или почте, чем сказать лично.

Онлайн-общение по сути своей весьма и весьма контекстно. С некоторыми вашими адресатами нужно разговаривать в самом, что ни на есть «высоком» стиле, особо подчеркнуто соблюдая все существующие правила вежливости и грамматические нормы, но другие могут воспринять это или как «объявление войны», или как некий изысканный и утонченный стёб с вашей стороны. Все описанные выше принципы не обязательны для исполнения, но часто желательны, но при этом не стоит следовать им, совершенно не задумываясь, а почему вы это делаете.

Вам это должно понравиться...