Описательный текст

Описательный текст

Итак, описательный текст, или описание, это, как вы понимаете, один из самых часто встречающихся типов речи, как в Интернете, так и в офлайне. Прошу не путать рекламные описания и обычные, поскольку рекламное описание содержит преимущества продукта, различные приемы для поднятия к нему интереса, а обычное – только описание, то есть изображение путем перечисления визуальных признаков и характеристик, без перечисления преимуществ и коммерческого предложения. Часто описание является частью продающего текста (рекламного письма). Для начала – внимание на экран !

Пример описательного текста

Проведем небольшой экспресс-тест. Сейчас перед вами на доске, то есть тьфу ! – на экране располагаются два примера описательного текста. Посмотрите внимательно:

Пример #1

«Офис ООО «Мазута-сервер» находится по адресу: улица Ленина, 22, в семнадцатиэтажном здании новой постройки (бизнес-центр «Ромашка»), на одиннадцатом этаже, комната 124. Проехать к нему вы можете на троллейбусах № 17 и 27 от станции метро площадь Победы. Если вы едете на собственном автомобиле, то вам следует повернуть с улицы Красных командиров на улицу Ленина и затем свернуть в широкий проезд с воротами и проехать его до конца».

Пример #2

«Офис компании Мазута-сервер находится в современном семнадцатиэтажном здании бизнес-центра «Ромашка» на улице Ленина,22. До здания бизнес-центра вы можете быстро и удобно добраться на общественном транспорте от метро пл. Победы или на автомобиле по комфортабельному проезду от перекрестка улицы Ленина и улицы Красных командиров. Помещение офиса располагается на одиннадцатом этаже, в комнате 124».

Какое описание вам больше нравится ? Думаю, что все-таки второе. А теперь стоит немного подумать, почему второе и чем оно лучше. Вроде бы написано абсолютно то же самое, только немного другим языком. Чтобы немного помочь вам, я попробую указать вам на существенные различия.

Тексты описательного типа в Интернете

Описательные тексты в Интернете (да и не только в нем) для хорошего, позитивного восприятия их читателем должны строиться согласно определенной модели. Эту модель мы и рассмотрим на примере приведенных выше небольших описательных текстов.

а) Сжатая передача информации, синонимизация и спотыкающиеся слова

Как вы видите из примеров, второй текст более короткий. Однако это не значит, что он менее информативный – отнюдь, просто информация в нем передается читателю в сжатом виде при помощи синонимизации. Синонимизация – это замена слов и фраз в тексте синонимами, то есть словами, идентичными по смыслу. В данном случае синонимизация позволяет вам избежать нагромождения словесных конструкций, которые рассеивают внимание читателя.

Заметьте, что в первом примере предложения построены так, что читатель как бы «спотыкается» о некоторые слова и фразы. Так вот, в описательном тексте такого быть не должно – никаких «спотыкающихся слов» !

Причем это относится как к описанию какого-либо продукта, так к любому другому тексту описательного типа, включая случаи, когда описание включено в текст, имеющий в своем содержании и другие типы речи (например, повествовательный с элементами рассуждения).

б) Растянутая суть или краткое описание ?

В описательном тексте, предназначенном для коммерческого веб-ресурса, никогда нельзя растягивать суть, удлинять информацию и «лить воду». Если в повествовании можно и нужно использовать синтаксически сложные, объемные предложения, то в описании, напротив, лучше использовать относительно короткие предложения, сокращая и обрезая. Но при этом текст должен выглядеть полноценным – не «бык-мык» из трех слов. Я понимаю, что это, возможно, вызовет трудности, однако никто не говорил, что вам будет легко.

В некоторых случаях следует немного растянуть описание, например, когда вы делаете текст для своего или чужого интернет-магазина, и описание товара выглядит так: «Блюдце фарфоровое с голубой каемкой, цена 125 рублей». Такого допускать не стоит, хотя бы потому, что страницы с одним предложением очень резво отправляются в баны и под фильтры поисковыми системами. В таком случае можно немножко «навесить» — «Блюдце фарфоровое с голубой каемкой, изготовлено в Китае из качественного фарфора с росписью. Это замечательный аксессуар из экологически чистого материала и отличный подарок маме на День Рождения и т. п.». То есть вот таким образом действуете.

Все здесь ? Продолжаем. На основе материалов третьего урока мы рассматриваем описательные тексты и разбираемся, как составлять текстовый контент описательного типа применительно к Интернету.

Красиво подаем информацию читателю

Когда у вас текст художественный, то вы можете в изобилии применять средства изображения художественных образов (гиперболы, метафоры, литоты, эпитеты и т. п.) Но когда текст самый что ни на есть прозаичный, например, это описание новой модели электродрели или инструкция по проезду в офис, то тут вас ожидают довольно узкие рамки. Не имея возможности широко использовать художественные средства, вы вроде как серьезно встреваете. Что же делать ?

Можно использовать другие методы. Например, степени сравнения (самый простой, но не самый эффективный способ) или конструирование позитивных характеристик. Дело в том, что при помощи некоторых словосочетаний и прилагательных мы можем придать описанию позитивную окраску. Более подробно мы поговорим об этом на уроке, посвященном продающим текстам, а чтобы представить себе, что это такое, вам достаточно обратиться к примерам из прошлого урока и еще раз внимательно их сравнить.

Структура описательного текста. Обычное и рекламное описание.

По идее, мне следовало бы поместить этот материал в начале, но дело в том, что я должен был «нагрузить» вас теми примерами, которые вы видели на прошлом уроке. Помимо этого, необходимо было описать и предоставить вам отдельные элементы текста описательного типа, а структура, как вы понимаете, включает в себя группу элементов. Нельзя рассказать о работе системного блока, не зная про то, что внутри него – видеокарта, процессор, модули оперативной памяти и так далее.

Итак, структура описательного текста. Практически во всех случаях, когда мы описываем товары, какую-то продукцию и т. п., мы с вами применяем классическую последовательность.

Допустим, мы описываем электродрель некой марки УЭД-1М:

Обычное описание продукта:

УЭД-1М — универсальная электрическая ударная дрель. Инструмент выполнен в небольшом ударопрочном пластмассовом корпусе, рукоятка обрезинена. УЭД-1М имеет мощный двигатель (720 Вт) с высоким крутящим моментом, два ударных режима и двойную систему воздушного охлаждения.

Рекламное описание продукта:

УЭД-1М — универсальная электрическая ударная дрель. Малые габариты и вес позволяют работать в стесненном пространстве, а эргономичная обрезиненная рукоятка не даст инструменту выскользнуть из рук. Высококачественный двигатель мощностью 720 Вт, значительный крутящий момент, корпус из ударопрочного пластика, два ударных режима, а также специальная двойная система воздушного охлаждения делают УЭД-1М превосходным инструментом с высокой производительностью и долгим ресурсом работы.

Обратите внимание на то, как составляется описание: вначале в тексте говориться о предмете описания, то есть это дрель УЭД-1М. Затем описываются его внешние визуальные признаки и те технические характеристики, которые наиболее заметны, то есть преобладают над характеристиками моделей той же ценовой категории.

НО если в обычном описании мы просто следуем этому порядку, то в рекламном каждое преимущество выделено с помощью выводов. Вывод дает читателю понять, что ударопрочный корпус – это значительное, очень большое преимущество, даже если в линейке еще 129 дрелей с ударопрочными корпусами. Надеюсь, это понятно.

По такой схеме, в принципе, составляются и любые другие описания товаров – рекламные и обычные. При этом всегда нужно в заголовке употреблять ключевое слово, в самом тексте – употреблять ключевое слово (помните про СЕО-копирайтинг).

Ну а про то, как включать описания в продающие тексты, и как более широко это все использовать, мы поговорим позже, а на следующем уроке, поскольку все уже устали, возьмем материал попроще – составление обзоров и отзывов. Перемена.

Вам это должно понравиться...